Разница в культуре Google vs. Amazon ч.1: Неопределённость

· 2 мин

Работа в Amazon и Google сильно отличается и, по моим наблюдениям, фундаментальная разница в том, как они работают с неопределённостью.

Обе компании постоянно сталкиваются с неопределённостью, так как и Амазон, и Гугл создают новые технологии на глобальном масштабе. В этих проектах много рисков, связанных с самим продуктом (product-market fit), технологиями (создать что-то несуществующее бывает сложно, долго, дорого или вообще невозможно) и масштабом (системы должна работать для сотен миллионов пользователей по всему миру).

Гугл подходит к проблеме неопределённости с позиции “давайте начнём, а там разберёмся”. Можно сказать, что Гугл лавирует в потоках неопределённости и органически находит лучший путь сквозь тернии неизвестного.

Плюс этого подхода — инновации и скорость на старте. Минус — можно насоздавать продуктов, у которых “всего лишь” несколько миллионов пользователей и которые потом приходится убивать как неуспешные. Не каждый может так плавать в неопределённости месяцами, когда под ногами нет твёрдой почвы и многие обсуждения основаны на предположениях.

Амазон использует диаметрально противоположный подход. Он стремится искоренить неопределённость насколько это возможно. Процессы компании заставляют продакт менеджеров и тех лидов анализировать риски и различные сценарии развития событий и подкреплять это всё расчётами. Та неопределённость, которая всё же осталась неразрешённой, открыто признаётся и документируется как риски.

Плюс подхода Амазона в том, что компания очень хорошо понимает, куда она вкладывает деньги и умело управляет этими инвестициями. Это также способствует интеллектуальной дисциплине в целом. Минус — это очень много работы, которая замедляет старт проекта. Эту культуру тоже выдержит не каждый — бывает, документы для начала новых проектов переписываются по 20-30 раз. Нужна выдержка, дисциплина и умение принимать жёсткий фидбек.

Где лучше?

Как говорил один мой русский коллега “to whom how”. Обе компании — супер успешные. Оба подхода работают. В неопределённости кому-то комфортнее плавать, а кому-то комфортнее искоренять. Иными словами, “кому как”.

View this post on Instagram

A post shared by Илья Безделев | Чувак из Гугла (@ilya.bezdelev)