Алгоритмы Инстаграма и их ответственность за создание coin-operated общества

· 4 мин

Есть ярлык “coin-operated people”, которым обычно называют сэйлзов. Идея в том, что такой человек (или, скорее, целая профессия) работает как автомат, в который бросаешь монетку и он делает то, что тебе надо. Продавцы, сидящие на комиссии, будут толкать тот товар, за который им платят наибольшие бонусы. Поэтому и аналогия: на входе — ожидание премии, на выходе — результат.

Сегодня узнал новое применение этой концепции от коллеги, который раньше работал в большой технологической компании из Редмонда. Там есть термин “coin-operated managers” для менеджеров, которых ждёт вознаграждение за безусловное исполнение определённой стратегии. А за неисполнение ждёт наказание. Поэтому любые разговоры разработчиков с такими менеджерами — это “диалог между слепым и глухим”.

Даже если такой менеджер понимает и разделяет мотивацию сотрудника сделать лучше и правильнее для компании и клиентов, система мотивации работает на пользу спускаемого сверху решения, а голос снизу никому не важен. Если при этом менеджер выполняет указания сверху на автомате, не веря в стратегию, то он — coin-operated повторятель чужих слов.

Сотрудники также могут быть coin-operated, когда их компенсация зависит от метрик. Такое я слышал про одну компанию из Менло Парк, в приложениях которой мы все любим зависать. Если твой немалый бонус зависит от метрик, таких как “время проведённое за просмотром видосиков”, то ты тратишь всю свою энергию на то, чтобы пользователи смотрели больше видосиков. Хорошо это для пользователей (и, надо сказать, общества в целом) или плохо — не так важно, как выполнение плана и заветный бонус.

С сотрудниками разобрались. Теперь поговорим об обычных людях, жаждущих зрелищ.

Концепция coin-operated налицо видна в инстаграме, который давно стал не только безобидным приложением для личных фото, но и платформой потребления контента от coin-operated блоггеров, которые зависят от алгоритмов, создаваемых coin-operated продакт менеджерами из Менло Парка.

Толпа хочет развлечений. Подавай 15-секундные видео с танцующими котиками и красивые картинки с тригерящим зависть самолюбованием. Люди залипают на такой контент и, соответственно, алгоритмы инстаграма дают ему приоритет. Блоггеры, понимая механизмы алгоритмов, начинают создавать больше такого контента. И это формирует замкнутый круг всеобщего coin-operated-ния, который крутится вокруг оптимизации контента под алгоритмы.

У блоггеров есть мотивация — они что-то получают от аудитории. Внимание, признание, деньги. Аудитория же рассматривается социальной сетью как ресурс — клики, просмотры, лайки и т.п. ведут к бóльшему engagement (вовлечению) и увеличивают time spent in app (время в приложении). Это создаёт возможности для монетизации платформы. Залипшая, как под гипнозом, аудитория — золотая жила. Недаром Цукерберг говорил, что “не всё, что хорошо для мира, хорошо для Фейсбука”.

У меня есть дилемма. Я стараюсь делать полезный контент, но те, кто заходит меня читать, залипают в том числе и на инстаграм в целом. Есть люди, которые, по их признанию, заходят в инсту только почитать меня. Значит, я в какой-то степени тоже ответственен за коллективное нарушение психики. С одной стороны можно отгородиться от этой дилеммы словами “у меня думающая, взрослая аудитория”, что 100% правда про большинство подписанных на меня людей.

Но есть и другая сторона. Что если для эффективного продвижения в инстаграме встанет вопрос о создании контента и использовании тактик, которые противоречат моему моральному компасу? Это может запросто возникнуть, если Инстаграм превратится в тикток. Я не буду создавать видео, назначение которых — вызвать залипание пользователей на развлекательной платформе (это — моя позиция по состоянию на 09.07.2021).

Для себя я решил, что, если потребуется серьёзно подстраиваться под алгоритмы, я готов уйти на другую платформу. Я пишу лонгриды и некоторые мои стори — без фотографий, что снижает “охваты” (количество людей, которые видят мои посты). Чтобы получить больше охватов, мне нужно делать больше как у всех — короткие посты с красивыми фотками и видосики в сторис. Я так не делаю, но мой аккаунт растёт вопреки алгоритмам благодаря вашим репостам. За это спасибо!

Как бы социальные сети не мотивировали на противоестественные действия, я буду продолжать следовать подходу, на котором изначально были построены гугл и фейсбук — на хороший контент ссылаются/репостят и он поднимается за счёт своего качества и желания других его шерить. Это занимает дольше времени, но я тут надолго, спешить некуда. Как говорили мои друзья-квакеры “не ссы, лягуха, болото будет наше”.

Другими словами, прорвёмся. Но не забудем о диверсификации в сторону от платформ, которые стимулируют поведение пользователей в нужном корпорациям ключе. В этом ключе, похоже, 9 букв: е-и-н-е-л-п-у-т-о.

Поэтому параллельно с инстой я в телеграме.

Что думаете по этому поводу? Пишите в комментах в инстаграме или телеге.

(Иронично, но не забывайте ❤️ и шерить 😎)

View this post on Instagram

A post shared by Илья Безделев | Чувак из Гугла (@ilya.bezdelev)