Из Иркутска в Google #1: Детство, первое знакомство с технологиями

· 4 мин

Меня стали чаще спрашивать карьерных советов и я вдохновился написать серию постов и лонгрид про то как меня вынесло из обычной семьи в Иркутске на хорошую позицию в Amazon, а затем Google. Надеюсь, будет интересно и особенно полезно тем, кто ещё только в начале пути, меняет карьеру или помогает детям выбрать профессию. А людям моего поколения, наверное, будет интересно со мной поностальгировать.

Как и многие другие, к карьере в технологиях я пришёл через игры. Первый компьютер у меня появился в 1990 году когда мне было 7 лет. Это был ZX Spectrum-совместимый компьютер советского производства, аналог Робика. К нему подключался кассетный магнитофон, с которого можно было загружать игры, чем я и занимался целыми днями. На нём можно было программировать на Basic, но тогда мне это было неинтересно.

Тогда же, в начальной школе, мой дядя начал брать меня и двоюродную сестру по вечерам в Сибирское отделение Академии Наук. Пока он работал, мы играли на 286-х компьютерах в игры вроде Prince of Persia и Перестройки (советский шедевр времен Гласности!). Игры были на 5-дюймовых дискетах и в них было что-то магическое — вставляешь дискету, поворачиваешь ручку зажима и дисковод начинает считывать данные с характерным жующим звуком. Те взаимодействия с компьютерами были разовыми, но положили начало любви к посиделкам перед экраном в ночной тишине.

Игра перестройка
Игра Перестройка

Первый опыт с компьютером как инструментом для работы я получил в 13 лет, когда дед “нанял” меня перепечатать документы с рукописей в Word. Дело было в 1996 на 486-м компьютере и Microsoft Office 95. Бабушка диктовала мне что-то про банковский аудит с неразборчивого дедового почерка (он мог бы запросто стать врачом), а я за полгода-год напечатал несколько сотен страниц. За работу мне не платили — договоренность у нас была такая, что дед сдал мне компьютер в лизинг и я таким образом за него расплачиваюсь. Я тогда не понимал, что такое лизинг, но схема была выгодная.

Нетрудно догадаться, что в перерывах между печатанием текста я играл в игры. В то время игры требовали знаний на уровне выше среднего пользователя ПК. Их нужно было скачать с дискет, собрать из нескольких частей архива RAR, а также настроить порты и прерывания (IRQ). Познавая игры, я параллельно читал книжки про Windows и разбирался как устроены операционные системы.

Я устанавливал разные программы, периодически ронял всю операционную систему и переустанавливал её с нуля, иногда несколько раз в неделю. Тогда были популярны диски с заголовками “300 программ на все случаи жизни”, из которых половина программ не работала, четверть была с вирусами и только несколько программ оказывались настоящими жемчужинами. Поиск хороших программ был похож на поиск шоколадных конфет в новогоднем подарке с утренника.

Windows 95
Windows 95

Это были времена, когда к каждому устройству требовался драйвер, а настройка модемов была отдельной разновидностью ада на земле. Компьютеры были слабыми — в моей машине было 40 мегагерц CPU, 8 Мб оперативной памяти и жёсткий диск на 500 Мб. Ограниченные вычислительные ресурсы заставляли придумывать пути оптимизации. Например, приходилось экспериментировать с разрешением и количеством цветов в играх, чтобы они не тормозили на моей видеокарте с 512 Кб памяти.

То время научило меня не бояться что-то сломать — всегда можно починить, если знаешь как… Ну или почти всё. Однажды у меня полетел жёсткий диск со всеми файлами из-за использования программы уплотнения файловой системы Double Space. Этот эпизод сделал меня паранойиком по поводу сохранности данных и заставил разобраться как устроено хранение данных на физическом уровне.

У меня было очень хорошее окружение, которое способствовало изучению компьютеров. В моём классе в 11-й школе было ещё несколько ребят с компьютерами, с которыми мы сдружились и кроме компьютеров почти ни о чём не разговаривали. Мы играли в оригинальные Quake, GTA и Need for Speed и мечтали о такой игре, которая объединила бы наши любимые игры, чтобы можно было ездить на машине, давить людей и стрелять от первого лица.

Игра Quake
Игра Quake

У меня очень яркое воспоминание как мы с другом ехали на старом жёлтом автобусе ЛиАЗ мимо парка Парижской Коммуны в Иркутске и обсуждали как было бы здорово написать свою игру. В тот же день мы нашли объявление компьютерной школы Алиса в газете, позвонили и записались на курсы программирования на языке Pascal. Так я пришёл к программированию — из желания удовлетворить свою собственную потребность.

View this post on Instagram

A post shared by Илья Безделев | Чувак из Гугла (@ilya.bezdelev)