Сторис из инстаграма @ilya.bezdelev

Книга Onward, автор CEO Starbucks Говард Шульц

· 1 мин · # Книги

Очень рекомендую книгу Onward Говарда Шульца, который выкупил компанию по продаже кофе и специй и сделал из неё культовый бренд.

Основные инновации Starbucks

  1. У Шульца была идея сделать «третье место» между домом и работой, где люди могут просто зависать в комфорте. Сейчас это данность, а тогда это было новым форматом в кафе.
  2. Они придумали компьютеризированную автоматическую обжарку, благодаря которой появилась стабильность во вкусе кофе независимо от источника зёрен. «Благодаря» этому же в их кофе отсутствует изюминка и оно отдаёт пережжённым индустриализмом.
  3. С самых ранних дней компании Старбакс давал почасовым сотрудникам акции компании, щедрые бенефиты и стипендии на учебу. Это помогло им повысить лояльность персонала.
  4. В 2010х Старбакс создал свою платежную систему в виде карт лояльности и позже приложения. Ты мог загружать деньги на карту и платить ей. Старбакс сэкономил расходы на комиссии компаний, выпускающих кредитные карты, так как комиссия за транзакцию (около $0.25) платилась только при внесении наличных на карту. Плюс это дало компании средство отслеживания паттернов в покупках пользователей и прямой канал для таргетированных предложений.

Обзор книги Первые 90 дней: Стратегии успеха для новых лидеров всех уровней

· 2 мин · # Книги

Почти каждый раз когда менял работу, я легко входил в новую тему и у меня всё легко получалось, но последняя смена работы далась как-то тяжеловато. Поэтому я решил наконец прочитать The First 90 Days (на русском Первые 90 дней), чтобы повысить свою эффективность на будущее.

Книга предназначена в первую очередь для лидеров организаций, которые приходят на новое место в результате промоушена или найма извне. Однако, уроки, описанные в книге, применимы не только к топ-менеджерам:

  • Общие стратегии применимы к любой работе в большой организации.
  • Многие из нас проходят через реорганизации, когда приходят новые руководители. Книга помогает понять как они мыслят и какие у них приоритеты. Это поможет легче подстроиться под изменения и сделать своего босса и себя успешным в новой среде.

Основные темы книги

  • Нужно начинать учиться ещё до начала работы — изучить индустрию, публичную информацию, продукт и т.п.
  • Когда уже начал(а) работать, первый месяц — это период обучения из внутренних источников и от людей. Нужно составить системный план обучения и следовать ему.
  • Когда меняешь работу, очень важны отношения с людьми — нужно настроить отношения/ожидания с боссом, коллегами, подчинёнными, другими отделами, поставщиками, клиентами и т.п.
  • Важно найти возможности для “early wins” — ранних побед, которые помогут создать о тебе благоприятное впечатление и поднимут боевой дух окружающих.

В книге много разных историй, фреймворков и занудства, присущего бизнес-книгам от Harvard Business Review, написанных академиками. Они могут быть полезными тем, кто ценит структуру, для меня они слишком структурные, поэтому читайте сами 😀

В целом книге дал 5 звёзд, было полезно и время потрачено не зря.

Обзор книги Disciplined Entrepreneurship (Путеводитель предпринимателя)

· 1 мин · # Книги

Закончил читать Disciplined Entrepreneurship, на русском Путеводитель предпринимателя.

Неплохая книга, которая начинается с вопроса «можно ли научить предпринимательству?». Автор считает, что да и даёт 24 шага развития идеи в работающий высокотехнологический бизнес.

Чему нельзя научить на мой взгляд - это драйву, креативности и смелости. Но даже если есть подходящий для предпринимательства характер, толерантность к рискам и идея, то и их можно зафакапить.

Книга даёт аналитические шаги, которые помогут структурно развить идею через диалоги с клиентами, созданию персон, анализ TAM (размер рынка), расчёт COCA (стоимости привлечения пользователя) и создания MVBP (минимального жизнеспособного бизнес-продукта).

Когда у тебя нет пользователей, которые платят тебе деньги, у тебя нет бизнеса. Поэтому автор считает, что MVP недостаточно. Нужен MVBP, где помимо продукта есть ещё и источник выручки.

Мне книга зашла. Она даёт неплохой план развития B2B идей и в ней пошагово и простым языком описывается то, чему учат в бизнес школах.

Лучшая версия: Интервью с Дмитрием Думиком

· 1 мин · # Подкасты

Ещё один интересный эпизод на том же подкасте от Inc. Думик рассказывает про достигательство, fuck you money, депрессию (и антидепрессанты), поиск себя, искусство маленьких шагов и занятия правильными вещами по неправильным причинам.

Ссылка: «Я не хочу жить в мире, где если я что-то не сделаю, меня накажут». Дмитрий Думик — о том, как жить без целей, не ждать результатов и сдаваться

Лучшая версия: Интервью с Андреем Дороничевым

· 1 мин · # Подкасты

По пути из России в Сиэтл послушал интервью с Андреем Дороничевым для подкаста Лучшая версия.

Я про него практически ничего не знал, но, возможно, в силу того, что у нас в чём-то схожие карьеры, предполагал, что будет много общего и в личном плане. Из общего оказались только работодатель, игра на гитаре и сложные отношения с алкоголем (в прошлом).

Интервью очень честное и настоящее. Он рассказывает про достигательство, медитацию и как сказал на работе “я устал, я ухожу” и поехал искать себя. Другими словами, это интервью с обычным человеком, который столкнулся с кризисом, познал себя и вышел на новый уровень.

Ссылки: Apple Podcasts, Google Podcasts.

Уехавшие: Интервью с Андреем Ситником

· 1 мин · # Подкасты

В 2020 мы изрядно покочевали - 2.5 месяца я работал не из Сиэтла. Прямо в тему попался эпизод подкаста Уехавшие от 21 декабря 2020г - Цифровое кочевничество. Это интервью с разработчиком Андреем Ситником из компании “Злые Марсиане”, для которого кочевничество - это образ жизни. Интересные истории, хорошо заходит.

Начиная примерно с 34-й минуты Андрей сравнивает свободу в России со свободой в Америке. Он говорит о бóльшей индивидуальной свободе россиян и американской культуре заставления через шейминг и исключение. Прямо в точку, очень классно разложил.

Ссылки: Apple Podcasts, Google Podcasts

Обзор книги How I Built This

· 2 мин · # Книги

Первая книга этого года — How I Built This от ведущего одноименного подкаста Guy Raz.

Это тематическая коллекция историй разных предпринимателей, но не тех, которые создали Google или Microsoft, а обычных людей, создавших менее грандиозные (==более обычные) бренды.

Основная тема, которую я для себя вынес: предприниматели — это обычные люди, которые хотели что-то создать и попробовали. Многие большие бренды начинались с чего-то очень маленького и, благодаря креативности и наблюдениям, выросли в огромные бизнесы.

Например, многим из вас незнакомый американский бренд чипсов Stacy’s Pita Chips начинался с небольшой тележки, с которой муж с женой продавали сэндвичи.

Чтобы людям было веселее ждать, Стэйси стала запекать вчерашние остатки хлеба в чипсы со специями и раздавать их людям в очереди.

Людям нравились такие снэки, многие просили продать им ещё или делали заказ чипсов на вечеринки. Они поняли, что чипсы - это крутая идея, развили её и через несколько лет продали бизнес Пепси за $250 миллионов.

Другой интересный инсайт — про нишевый бизнес, который “в ширину дюйм, а в глубину - милю”. На поверхности он выглядит как не стоящий внимания, поэтому туда не идут большие корпорации, открывая место для стартапов.

Как пример, он приводит Belkin, который в 80-х хотел заниматься компьютерами, но боялся конкурировать с Apple, IBM и другими гигантами. Чувак зависал в компьютерных магазинах и слышал, как люди часто спрашивают про кабели для принтеров.

В то время совместимость портов и устройств была проблемой и он начал делать дома кабели для принтеров. Бизнес пошёл и вырос в огромный бренд периферийных устройств, который FoxConn в 2018 году купил за $866 миллионов.

В книге много избитых клише про важность сооснователей, что бизнес - как брак и т.п., которые интересно послушать для вдохновения, но нового ничего там нет.

В целом книга даёт мало новой информации, но хорошо вдохновляет. Также она даёт подсказки, какие эпизоды подкаста How I Built This могут быть интересными.

Мои любимые эпизоды: